История Русского фарфора
Фарфор на протяжении десятков веков оставался одним из самых запретных и желанных загадок Востока и для европейских стран, и для русского государства.
Открытие русского фарфора
Издавна Гжель славилась своими глинами, качество которых высоко оценил сам Ломоносов. Гжель как родоначальница русского фарфора занимает значимое место в истории искусства России. Расцвет гжельского фарфорово-фаянсового производства произошел в 1830-40 годах. Тогда в крупнейшем гончарном регионе страны успешно существовало не менее сотни мастерских и заводов, в том числе и основателей огромной фарфоровой индустрии Кузнецовых. На смену разноцветным оттенкам, преобладающим в росписи, пришли кобальтовые монохромные тона. Сине-белые флористические узоры, характерная плоскостная манера письма и глубокий, выполненный в смешанной технике рисунок становятся визитной карточкой Гжели.
В послереволюционное время промысел пришел в упадок и возродился только в середине ХХ в. благодаря выдающимся мастерам А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой, которая по крупицам вела работы по возрождению гжельских мотивов. В дальнейшем она обучила целую плеяду молодых художников специфичности рисунка. Фарфоровые статуэтки Гжель, сохраняя свои уникальные традиции, зазвучали по-новому.
Императорский фарфоровый завод
В России о «белом золоте» мечтали еще со времен Петра I. По указу императрицы Елизаветы и благодаря фарфору Виноградова в середине XVIII в. начался выпуск продукции на первом отечественном предприятии. По качеству фарфоровая масса не уступала европейским и восточным аналогам.
Императорский двор стал ведущим заказчиком фабрики, поэтому выпускаемые изделия чутко олицетворяли вкусы царствующих особ. Расцвет произошел в период царствования Екатерины Великой, которая решила сделать фарфоровые предметы всеобщим достоянием. Вершиной славы стали заказанные ею шикарные сервизы с тысячами предметов и скульптурными украшениями.
С приходом советской власти переименованный Ломоносовский завод обрел второе дыхание и большие перспективы развития. Тогда задача перед скульпторами С. Чехониным, Н. Данько, В. Кузнецовым была поставлена ясно – выпускать мелкую пластику «революционную по содержанию и безупречную по качеству».
Началась новая эпоха советского фарфорового искусства, где ведущую роль сыграл агитационный фарфор, продвигающий идеи пролетариата и рабочего класса. В период НЭПа в художественной лаборатории новый стиль создавали Н. Суетин и К. Малевич. Они определили облик ЛФЗ, выражаемый в белизне материала, ясности и конкретности форм, сочности красок. Продукция завода получила мировую известность, завоёвывая награды на авторитетных выставках. Статуэтки ЛФЗ стали зеркалом советской культуры, быта, знаковых событий, при этом несли отголоски дореволюционных концепций.
В послевоенные годы разрабатываются новые формы, выпускаются чайные сервизы, предметы декора и особое внимание уделяется малым скульптурным формам. Жанровые сценки, демонстрирующие советские ценности, тематика народности и братских республик, персонажи литературных произведений и сказок, анималистка Е. Чарушина и Б. Воробьева в виде целых коллекций диких и домашних животных, таких как фарфоровые статуэтки собак, годами выпускались на предприятии.
В 1950-1960 годах наиболее популярной была детская тема. Руками талантливых скульпторов С. Велиховой и Г. Столбовой создавалась удивительная и оптимистичная коллекция Счастливое детство. Милые, забавные, искренние и непосредственные сюжетные композиции с участием детей ‒ это маленькие демонстрации радости жизни и олицетворение простого советского счастья.
На протяжении десятилетий приоритеты и стиль не раз менялись, но высокое качество, исполнительная культура и безупречный эстетический уровень были присущи даже для изделий массового выпуска. К юбилею основания Санкт-Петербурга завод удостоен товарного знака «Официальный поставщик Московского кремля».
Поделиться публикацией:
Интересно почитать
Все о появлении Европейского фарфора
История производства фарфора Германии и Франции - гонка европейских стран в поиске форм.
ПодробнееРедкие старинные подстаканники
Давайте остановимся на подстаканниках, что были созданы в XIX и XX веках.
ПодробнееСоветские фарфоровые статуэтки – великое наследие
Советские статуэтки не просто раритет – это отпечаток великой эпохи.
Подробнее
Ваш комментарий